Социальная защита

Наиболее многочисленной категорией граждан имеющих государственные льготы в Мирненском поселении являются ветераны труда составляющие 55,6% и инвалиды по общим заболеваниям — 18% от общей численности льготников, составляющей более семисот человек. Гораздо меньше тружеников тыла — 11,4% и реабилитированных — 5,6. Доля участников Великой отечественной войны и локальных военных действий, вдов участников Великой отечественной войны и др. категорий незначительна.

Рост тарифов на ЖКУ стал основной проблемой для многих малообеспеченных и социально-незащищенных слоев населения в последние годы. Поэтому на федеральном уровне была выстроена, ориентированная на данную проблему, система социальной защиты населения через предоставление льгот на оплату ЖКУ. Дополнительно к федеральным льготам в Томской области Постановлением Губернатора № 70-а от 30.09.2004 г. установлена предельно допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи в размере 22%, при превышении которой за счет средств областного бюджета выплачиваются соответствующие денежные субсидии (компенсации).

В 2006 г. поучили льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 520 семей поселения, что само по себе говорит о масштабах этой формы социальной поддержки.

Одной из основных проблем для большинства жителей поселения, которую многие из них по объективным обстоятельствам не могут решить без поддержки власти, является обеспечение жильем. По действующему разделению полномочий начисление и предоставление различных льгот для жителей поселения производят областные центры социальной поддержки населения, а учет малоимущих граждан с целью обеспечения их жильем и улучшения их жилищных условий — администрация поселения.

После вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации — с 1 марта 2005 года, органы местного самоуправления муниципальных образований вправе осуществлять прием на учет в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма нуждающихся в жилых помещениях только граждан признанных малоимущими. Данное обстоятельство являлось до определенного времени проблемой для значительной части молодых семей, которых нельзя по формальным критериям отнести к малоимущим, но которые не менее нуждаются в решении жилищных вопросов.

Сегодня вопрос о возможности учета органами местного самоуправления не только малоимущих граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и не попадающих под критерии определения малоимущих, молодых семей законодательно урегулирован. Данный учет органы местного самоуправления могут осуществлять для формирования документов, необходимых в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002—2010 гг., а также ОЦП «Предоставление молодым семьям государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории Томской области на 2006–2010 годы». Участниками данных программ могут быть молодые семьи, как имеющие детей, так и не имеющие, а также неполные молодые семьи. Также оказание помощи в решение жилищной проблемы молодых семей возможно в рамках ОЦП «Социальное развитие села» и «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области».

По данным Жилищной комиссии администрацией поселения за 2006—2007 гг. было поставлено на учет 18 семей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них 9 молодых и 2 многодетных семей, 2 семьи специалистов сельской местности, 2 неполные семьи и 1 семья переселенцев. В это же время снято с учета было всего 4 семьи, в т. ч. 1 — в связи с приобретением жилья за счет ссуда полученной в рамках реализации ОЦП «Обеспечение жильем молодых специалистов на территории Томской области на 2002–2010 годы» и 3 семьи по причине предоставления муниципального жилья по договорам социального найма.

В силу отсутствия финансовых возможностей у администрации поселения по строительству муниципального жилья, единственно реальной формой решения жилищного вопроса малоимущих граждан является выделение участков для индивидуального жилищного строительства. В связи с этим следует отметить, что в Мирненском поселении в 2006—2007 гг. стоящим в очереди на улучшение жилищных условий семьям выделение земельных участков под строительство индивидуального жилья не производилось.